8 (391) 214-36-96
8 (391) 215-05-88
Что означает код форсунки
Впервые массовое кодирование форсунок применила компания DELPHI, а было это в 2001-м году. Тогда это были форсунки типа С2I, код которых состоял из 16-ти букв и цифр. Зачем вообще нужен код, и что это такое? По-простому говоря, в коде заложены технические характеристики форсунки, и на основании этого кода борткомпьютер знает, как каждой форсункой правильно управлять. Доводилось слышать высказывания, что кодирование форсунок усложнило процесс их ремонта и настройки. На самом деле-наоборот, но обо всем по порядку.
Конструкция и параметры
Как известно, в современных дизелях применяются форсунки с электронным управлением. Такие форсунки работают гораздо быстрее и точнее. Все это позволило повысить отдачу дизелей, улучшить топливную экономичность, снизить шумность работы и количество вредных выбросов. Форсунки современных дизелей работают при очень высоком давлении (до 2000 Бар), и с очень большим быстродействием – несколько импульсов впрыска за один рабочий цикл, то есть - ход поршня. Иначе говоря, от форсунок требуется высокая точность.
У каждой форсунки есть ряд важных параметров – например, количество впрыскиваемого топлива, время открытия, задержка впрыска, и т.д. Естественно, все форсунки в двигателе должны работать слаженно. Малейшее рассогласование снижает отдачу мотора, приводит к более жесткой работе, увеличивает расход топлива, и т.д.
Что записано в коде
Код форсунки – это параметры ее отличия от эталона. По-простому говоря, есть точка отсчета – параметры так называемой «идеальной форсунки». После изготовления или ремонта, каждая форсунка тестируется на специальном стенде. Этот стенд по нескольким десяткам параметров проверяет, насколько тестируемая форсунка отличается от эталона, и в какую сторону. На основании результатов проверки генерируется код. Этот код, например, может быть пропечатан на стикере, наклеенном на форсунку.
При установке форсунки на двигатель, механик с помощью тестера вводит этот код в блок управления двигателем. У блока управления двигателем в памяти тоже хранятся параметры «эталонной форсунки». Получив же код реально установленной форсунки, блок управления понимает, где и в чем она отличается от эталона. То есть, насколько и в какую сторону нужноскорректировать ее работу – например, где-то уменьшить задержку впрыска, где-то – подать на эту форсунку более длинный либо более короткий сигнал, чтобы подать требуемое количество топлива, и т.д. Иначе говоря, каждая форсунка управляется индивидуально, в зависимости от своих параметров – так и достигается слаженность работы.
Если код не прописан
У любой форсунки есть свой ресурс, и рано или поздно ей может потребоваться ремонт. Ремонт, как правило, подразумевает замену некоторых деталей – распылителя, клапана, нижней гайки, после чего параметры форсунки несколько меняются. А раз так – то нужно на специальном стенде генерировать новый код, и уже этот код вводить в блок управления двигателем.
К сожалению, некоторые автосервисы пропиской нового кода пренебрегают: кто-то по незнанию, кто-то из-за отсутствия необходимого оборудования, а кто-то по недобросовестности. В форсунках просто меняются запчасти, после чего они ставятся на машину. Заводят двигатель – и его тут же начинает жутко трясти – как сейчас говорят «колбасить». В это время электроника судорожно пытается разобраться – что за форсунками она управляет? В конце концов, умный блок управления двигателем как-то скорректирует обнаруженные отклонения, и работа двигателя становится похожа на нормальную. Этот процесс иногда требует нескольких попыток, и порой занимает 2…3 часа.
Владельцу автомобиля это стараются не показывать, а то ему станет жалко свою машину. Либо говорят, что так и должно быть – мол, так адаптация и происходит. К сожалению, такая «адаптация», мягко говоря, не является гарантией дальнейшей нормальной работы двигателя. Правда, в том, что владелец может сразу не почувствовать, что мотор работает не так, как надо. Отчасти срабатывает психологический эффект: нередко кажется, что после сервиса машина едет гораздо лучше. Особенно – если до этого она ехала совсем плохо.
Кстати, иногда владельцу машины и вовсе говорят, что форсунки на его автомобиле прописывать не надо. Мол, такая процедура требуется только для форсунок DELPHI. Вот только это не совсем так. Вслед за DELPHI, форсунки с кодом начали выпускать и другие всемирно известные производители – Bosch, Denso, VDO. Иначе говоря, начиная с 2003…2005-го года все форсунки нуждаются в прописывании кода.
Последствия и выводы
Самое интересное может начаться потом. Блок управления двигателем вдруг начинает ни с того ни с сего выкидывать ошибки. Почему – непонятно, машина вроде едет нормально. Известны случаи, когда владелец не обращал внимания на эти ошибки, а в один прекрасный день машина просто глохла, и отказывалась заводиться. Человек привозил автомобиль в сервис, ошибки сбрасывались, а потом история повторялась.
В чем дело? Все объяснимо: ошибки появляются из-за некорректной и неслаженной работы непрописанных форсунок. Ошибки эти накапливаются в памяти блока управления двигателем, которая, к сожалению, не резиновая. Память переполняется – машина глохнет.
Это – лишь видимые последствия. На каких-то марках автомобилей они проявляются больше, на каких-то – меньше. А вот невидимые, но более серьезные последствия проявляются у всех. Если форсунки работают некорректно, происходит неправильное смесеобразование, может возникать детонация, и другие не очень хорошие для мотора вещи. Незаметно возросший расход топлива и некоторое ухудшение приемистости – это уже само собой разумеющееся.
Регулярно считывая показания различных датчиков (лямбда-зондов, датчика детонации, и т.д.) блок управления двигателем, естественно, пытается корректировать работу двигателя на ходу. Вот только корректировать приходится постоянно и интенсивно. Насколько такая рваная работа полезна для ресурса мотора – вопрос риторический.
Что интересно, прописывание кода не является дополнительной платной услугой. Генерация нового кода на должном оборудовании производится автоматически – во время тестирования форсунки. Можно ли ездить с не прописанными форсунками? Теоретически – можно пробовать. Можно и на полуспущенных шинах ездить, если резину не жалко. А если не жалко двигатель – то можно и форсунки не прописывать.
Как же быть?
|